6 этапов разработки программного обеспечения, которые должны знать все программисты
Программирование

6 этапов разработки программного обеспечения, которые должны знать все программисты

Готовитесь к написанию своей первой программы? Обязательно выполните эти ключевые шаги по разработке программного обеспечения

Начало нового программного проекта может оказаться непосильной задачей. Может быть полезно разбить процесс на более мелкие, более управляемые этапы. Традиционно разработка программного обеспечения разбивается на шесть этапов. Использование этого процесса может сделать большой проект менее пугающим

Что такое разработка программного обеспечения?

Прежде чем мы погрузимся в этот процесс, будет полезно дать определение разработке программного обеспечения. Может возникнуть соблазн подумать, что небольшой проект не может быть квалифицирован как ‘разработка программного обеспечения’. Однако независимо от того, насколько велик или мал ваш проект, если вы разрабатываете программу, вы занимаетесь разработкой программного обеспечения

Проще говоря, разработка программного обеспечения – это процесс создания и кодирования программного обеспечения для удовлетворения определенных потребностей. Это могут быть потребности клиентов или личные потребности, например, автоматизация какой-либо задачи. Программа может быть большой или маленькой. Но все проекты выигрывают, если разбить проект на ряд этапов

Этапы разработки программного обеспечения

1. Оценка потребностей

Как уже упоминалось, разработка программного обеспечения решает определенную потребность. Таким образом, первым шагом любого проекта является четкое определение потребности, которую вы пытаетесь решить. В крупных проектах это может включать исследование рынка и встречи с заинтересованными сторонами. В небольших проектах может потребоваться просто составить список обязательных функций

Это самый важный шаг в процессе. Без четкого понимания того, что требуется для решения вашей проблемы, будет трудно разработать адекватное решение. Наличие четкого видения продукта также поможет не сбиться с пути. Когда вы начинаете разрабатывать проект, может возникнуть соблазн добавить в него функции, которые не нужны, но очень хочется. Это называется scope creep и может привести к срыву проекта

Похожие: Лучшие советы по управлению проектами для начинающих

2. Дизайн

Если вы любите программировать, то может возникнуть соблазн броситься в код, как только у вас появится хорошая идея. Но ваш проект будет проходить гораздо более гладко, если вы сначала потратите время на разработку программного обеспечения. Этот шаг аналогичен написанию конспекта перед началом работы над статьей. Он служит для организации ваших мыслей. Большая часть решения проблемы должна быть завершена на этом этапе, чтобы, когда вы начнете кодировать, сложностей не возникло

На этом этапе вы должны учесть несколько моментов. Если ваш программный проект требует интерфейса, разработайте прототип, который описывает внешний вид и функциональность интерфейса. Если проект использует базу данных, разработайте таблицы и наметьте взаимосвязи между ними

Разработка любого программного обеспечения требует написания алгоритмов. Создайте блок-схемы, описывающие ход программы, и опишите любые сложные алгоритмы, например, функции или методы

3. Кодирование

Это, пожалуй, самый простой и интересный шаг

На этом этапе вы пишете код для создания программного обеспечения. После того, как потребности проекта были четко определены, а дизайн намечен, этот этап должен быть простым – по крайней мере, в теории. В реальности на этом этапе могут возникнуть проблемы, но чем больше планирования будет выполнено до программирования, тем более гладко все пройдет

4. Тестирование

После того как вы написали код, его необходимо протестировать. Вы должны убедиться, что код работает так, как ожидалось, и отвечает тем потребностям, для которых он был разработан. В небольших проектах этот этап может быть достаточно простым и включать в себя, в основном, отладку программного обеспечения. В более крупных проектах это может включать тестирование программного обеспечения с помощью фокус-групп для уточнения дизайна и требований к программному обеспечению

Порядок выполнения этого этапа может быть различным. Например, в Test Driven Development сначала создается сценарий для тестирования программного обеспечения. Кодирование считается завершенным, когда программа проходит тест. И наоборот, если вы используете итеративный метод проектирования, тестирование будет интегрировано в несколько этапов проектирования

Похожие: Лучшие бесплатные онлайн-редакторы HTML для тестирования кода

5. Реализация

После того как программное обеспечение пройдет тестирование, оно готово к внедрению. На этом этапе программное обеспечение должно быть полностью функциональным и может быть выпущено и/или использовано. Крупные проекты могут выпускаться поэтапно, что называется поэтапным выпуском

Когда программное обеспечение попадает в руки пользователей, они часто находят проблемы и ошибки, которые не были обнаружены во время тестирования. Поэтапный выпуск делает реагирование на эти проблемы управляемым

6. Обслуживание

Этап сопровождения – еще один важный этап. После использования программное обеспечение может перестать удовлетворять тем потребностям, для которых оно было разработано, могут быть выпущены новые функции или обнаружены новые ошибки. Все это требует мониторинга и пересмотра программного обеспечения

Методологии разработки

Хотя вышеперечисленные этапы позволяют представить разработку программного обеспечения линейной, это не обязательно так. Существует множество различных подходов к разработке программного обеспечения. Два наиболее известных метода – это водопад и гибкая разработка программного обеспечения

Водопад

Водопадная разработка – это традиционный способ управления проектом. Он предполагает последовательное выполнение этапов разработки программного обеспечения. Каждый этап должен быть полностью завершен, прежде чем команда перейдет к следующему этапу

Этот метод прост в управлении и хорошо подходит для небольших программных проектов. Поскольку процесс прост и каждый шаг имеет четкие цели, им легко управлять. Он подходит для проектов, которые имеют четкую цель и легко понятные требования

Метод водопада не очень хорошо работает, если проект сложный или если требования не ясны. При использовании этого метода может быть трудно изменить дизайн программного обеспечения. Поскольку шаги выполняются последовательно, трудно вернуться на шаг назад, что затрудняет реагирование на возникающие проблемы или изменение дизайна

Agile

Agile был разработан для устранения многих недостатков водопадного подхода. Вместо того чтобы переходить от одного шага к другому, пока не закончите, процесс является циклическим. Проект создается постепенно в серии циклов разработки. Тестирование занимает центральное место в этом процессе. В каждом цикле учитываются уроки, полученные в ходе тестирования. Этот циклический подход встраивает перепроектирование в процесс разработки программного обеспечения

Похожие: Как использовать принципы управления проектами Agile для организации своей жизни

Преимущество agile в том, что он позволяет проекту развиваться, чтобы решать проблемы, обнаруженные во время тестирования. Это отличный подход для проектирования, ориентированного на пользователя. Несмотря на то, что процесс разработки более сложен, он также может быть более экономически эффективным для крупных проектов. Проблемы можно решать быстро по мере их возникновения, и легче изменить дизайн в ответ на возникающие проблемы

Разработка программного обеспечения

При начале нового проекта по разработке программного обеспечения необходимо учитывать множество факторов. Цель и масштаб проекта определяют наилучший метод разработки программного обеспечения. Однако все подходы основаны на одних и тех же шагах. Если вы новичок в программировании, всегда будет заманчиво сразу же приступить к кодированию. Но время, потраченное на планирование проекта, – это время, потраченное с пользой

Об авторе

Алексей Белоусов

Привет, меня зовут Филипп. Я фрилансер энтузиаст . В свободное время занимаюсь переводом статей и пишу о потребительских технологиях для широкого круга изданий , не переставая питать большую страсть ко всему мобильному =)

Комментировать

Оставить комментарий