Что такое ABS (антиблокировочная система тормозов) и как она работает?
Объяснение технологии

Что такое ABS (антиблокировочная система тормозов) и как она работает?

ABS – это система безопасности, устанавливаемая на большинство автомобилей для обеспечения контроля в ситуациях экстренного торможения, но как она работает?

Вы ехали по скоростному шоссе, когда на вашем пути из ниоткуда появилось нечто, вы мгновенно нажали на тормоза, и в считанные секунды ваш автомобиль остановился

Хотя в этой ситуации ваши рефлексы были на высоте, вы должны знать, что без антиблокировочной системы тормозов (ABS) вы бы потеряли контроль над своим автомобилем

Итак, что такое ABS, и как она позволяет водителям контролировать свои автомобили в аварийных ситуациях? Давайте поговорим об ABS и о том, как она работает

Что такое ABS и зачем она нужна?

Сокращение от Antilock Braking System, ABS – это технология торможения, которая предотвращает блокировку шин при экстренном торможении

Изобретенная Марио Палацетти в 1971 году, антиблокировочная система тормозов является старым стандартом безопасности по сравнению с более новыми автоматизированными технологиями безопасности транспортных средств, но согласно исследованию Министерства транспорта США, проведенному в период с 1995 по 2007 год, ABS, по оценкам, снизила количество ДТП с несмертельным исходом на шесть процентов

В связи с этим возникают вопросы: почему шины блокируются при торможении, и почему это явление так опасно?

Когда ваш автомобиль движется с большой скоростью, он обладает большой кинетической энергией, и для остановки автомобиля ее необходимо преобразовать в другую форму энергии

Когда вы нажимаете на тормоза автомобиля, кинетическая энергия преобразуется в тепловую, и как только вся кинетическая энергия расходуется, автомобиль останавливается. При нормальном торможении этот процесс происходит в течение длительного времени, и колеса не блокируются, поскольку тормоза нажимаются постепенно

В случае экстренного торможения на движущиеся шины оказывается большое давление за очень короткое время. Из-за этого к шинам прикладывается большое тормозное усилие, что приводит к их блокировке. Такая блокировка предотвращает потерю энергии через тормоза

Поэтому, чтобы потерять кинетическую энергию, автомобиль начинает буксовать. Это явление скольжения мешает водителю маневрировать автомобилем, что делает блокировку шин чрезвычайно опасной

Для решения этой проблемы автомобили оснащаются антиблокировочной системой тормозов. Основная задача этой системы – привести колеса в движение в аварийных ситуациях, помогая водителю восстановить контроль над автомобилем

Понимание движущихся частей антиблокировочной тормозной системы

Теперь, когда мы понимаем, зачем нужна ABS, мы можем рассмотреть различные системы, которые вместе делают торможение автомобиля более безопасным. Хотя ABS не является такой продвинутой технологией, как автоматическая система экстренного торможения, она имеет несколько движущихся частей, и краткий обзор этих частей приведен ниже

  • Датчики скорости вращения колес: Каждое колесо вашего автомобиля оснащено датчиком скорости вращения колеса. Этот датчик состоит из перфорированного магнитного кольца и датчика на эффекте Холла. При вращении колеса магнитное поле, создаваемое кольцом, периодически изменяется. Датчик на эффекте Холла собирает эти данные, позволяя датчику вычислить скорость вращения колеса.

 

  • Электронный блок управления (ЭБУ): Так же как центральный процессор является мозгом персонального компьютера, ЭБУ – это компьютер, который контролирует важнейшие операции вашего автомобиля. Сюда входят такие задачи, как контроль количества топлива и воздуха, поступающего в двигатель, но в отличие от персональных компьютеров, в автомобиле имеется несколько ЭБУ. Это связано с тем, что ЭБУ выполняет набор задач с высокой точностью, а не несколько задач. Таким образом, в автомобиле различные ЭБУ взаимодействуют друг с другом и обеспечивают оптимальное выполнение критически важных функций, таких как ABS.
  • Гидравлические системы: Когда вы нажимаете на тормоза в своем автомобиле, активируется гидравлическая система, отвечающая за передачу тормозной жидкости к тормозным колодкам. Эта жидкость оказывает давление на колеса, и оно напрямую зависит от силы, с которой вы нажимаете на тормоза. Поэтому, если вы резко нажимаете на тормоза, гидравлическая система прижимает тормозные колодки к колесам с необходимым давлением.

Датчик скорости вращения колеса вместе с ЭБУ и гидравлической системой работают вместе, чтобы предотвратить блокировку шин в аварийных ситуациях

Как работает ABS?

Теперь, когда мы понимаем различные движущиеся части антиблокировочной тормозной системы, мы можем рассмотреть, как работает эта система

Все начинается с датчика скорости вращения колес. Этот датчик постоянно контролирует скорость вращения шин и передает эти данные в ЭБУ

ЭБУ анализирует эти данные и пытается понять, заблокировались ли колеса автомобиля. Если шины заблокировались, в дело вступает антиблокировочная система тормозов, которая пытается заставить колеса снова вращаться. Для этого ЭБУ начинает управлять гидравлической системой и изменяет давление в шинах, чтобы не допустить их блокировки

Изменение давления зависит от скорости движения шин. Так, если шины заблокированы, ЭБУ уменьшает давление на колеса, а если колеса вращаются с высокой скоростью, ЭБУ увеличивает давление, подаваемое на шины

Вышеупомянутая процедура изменения давления выполняется несколько раз в течение секунды, обеспечивая контролируемую остановку транспортного средства

Сокращает ли ABS остановочный путь?

У большинства людей складывается впечатление, что ABS заставляет их автомобили останавливаться за более короткий промежуток времени, но это не всегда так. Поскольку ABS многократно повторяет торможение, чтобы предотвратить блокировку шин, она может увеличить тормозной путь. Важно понимать, что антиблокировочная система обеспечивает водителю контроль, а не ускоряет остановку автомобиля

Улучшает ли прокачка тормозов работу ABS?

Прокачка тормозов, также известная как каденционное торможение, – это процесс многократного применения тормозов для восстановления контроля над автомобилем, который уходит в занос и не имеет ABS

Если автомобиль оснащен ABS, то каденционное торможение может быть неинтуитивным, так как оно изменяет давление в гидравлической системе, что может привести к неисправности ABS

Делает ли ABS мир более безопасным?

Антиблокировочные тормозные системы сочетают в себе современные сенсорные технологии и алгоритмы, работающие в ЭБУ. Эти технологии помогают водителям восстановить контроль над своими автомобилями в критических ситуациях

Поэтому в следующий раз, когда вы резко нажмете на тормоза, помните, что мозг автомобиля и ваши рефлексы работали вместе, чтобы спасти вашу жизнь

Об авторе

Алексей Белоусов

Привет, меня зовут Филипп. Я фрилансер энтузиаст . В свободное время занимаюсь переводом статей и пишу о потребительских технологиях для широкого круга изданий , не переставая питать большую страсть ко всему мобильному =)

Комментировать

Оставить комментарий

ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО