Что такое экономика совместного пользования и что она значит для вас?
Интернет

Что такое экономика совместного пользования и что она значит для вас?

 

  • Дом.

На самом деле это просто обычные люди, удовлетворяющие спрос с помощью ресурсов, которыми они владеют, чтобы получить прибыль – но как это выглядит?

Десять лет назад, если вам нужно было где-то переночевать, вы, скорее всего, остановились бы в гостинице. Если у вас не было машины, но нужно было куда-то добраться, вы вызывали такси. А если вы проводили мероприятие и вам нужно было найти помещение, персонал или оборудование, вы обращались в агентство

Больше нет

Теперь вы с такой же вероятностью можете переночевать в чьей-то свободной комнате, чем заселиться в отель Hilton. Ваш таксист – это человек, работающий неполный рабочий день ради удовольствия или чтобы заработать немного больше денег. Ваша машина – это чья-то машина, арендованная на час

Добро пожаловать в мир совместного потребления и новой смелой экономики совместного пользования

Что такое экономика совместного потребления

Экономика совместного пользования звучит сложно – даже по-кругмановски – но это не так. Вам не нужно иметь экономическое образование, чтобы понять, о чем идет речь. В самом общем виде она означает, что обычные люди удовлетворяют спрос с помощью ресурсов, которыми они владеют, с целью получения прибыли

Это может проявляться в виде водителя Uber, перевозящего пассажиров с помощью своего Toyota Prius и iPhone, или в виде TaskRabbit, выполняющего работу по дому и подсобные работы. Но самое главное – это отсутствие формальностей

Познакомьтесь с ‘разрушителями’

Нет недостатка в компаниях, которые всколыхнули некоторые очень старые, очень устоявшиеся отрасли. Возможно, самым ярким примером является индустрия такси, которая столкнулась с жесткой конкуренцией со стороны множества приложений для совместных поездок, появившихся в последние годы. Самые заметные из них: Lyft и Uber

Это приложения для смартфонов, которые позволяют вызвать поездку нажатием одной кнопки. Но не называйте их такси, несмотря на то, что они фактически предлагают те же услуги, что и такси. Именно эта этимологическая игра слов позволила им остаться в бизнесе и обойти жесткие ограничения и законодательство, касающиеся такси

Еще одним сайтом, работающим в сфере экономики совместного пользования, является AirBnB, о котором мы много писали в прошлом. Он действует как брокер, который соединяет людей со свободными комнатами, диванами и, как следует из названия, надувными кроватями. Они произвели настоящую революцию в поиске краткосрочного и среднесрочного жилья

Не только потребительские услуги подвергаются разрушению. Лондонский стартап ShowSlice (с которым мы познакомились в начале этого года на TechCrunch Disrupt) стремится привнести экономику совместного пользования в сферу организации мероприятий. Их сервис позволяет предприятиям арендовать звуковое, сценическое и световое оборудование, принадлежащее другим людям, вместо того чтобы выкладывать тысячи за его покупку или иметь дело со специализированной компанией. Они также позволяют пользователям арендовать сотни площадок по всей Великобритании через интерфейс, не слишком похожий на AirBnB

Uber, AirBnB, TaskRabit и ShowSlice – относительно новые компании, все они родом с супермодных берегов района залива или с Силиконового круга в Восточном Лондоне. Но другие, гораздо более известные компании начинают рассматривать экономику совместного использования как потенциальную золотую жилу

Такие компании, как BMW. Немецкий автогигант недавно запустил в Лондоне свое последнее предприятие под названием DriveNow. Это социальная схема совместного использования автомобилей. Пользователи платят единовременный регистрационный взнос в размере £29 (около $45), а затем получают доступ к общему парку из 290 автомобилей (BMW и Minis, естественно), которые можно арендовать за 39 пенсов (около ¢60 USD) в минуту или £20 (около $31) в час

Но, несмотря на огромный рост экономики совместного пользования и качество услуг, которые она предлагает потребителям, не обошлось и без критики

Как работает экономика совместного пользования

В отличие от традиционной занятости, рабочие места в экономике совместного использования имеют тенденцию быть невероятно свободными и неформальными. В большинстве случаев отсутствует иерархическая структура рабочего места или определенное рабочее время. Они, как правило, основаны на брокерских услугах, которые обеспечивают платформу, необходимую для поиска покупателей (или клиентов) и продавцов (или поставщиков услуг). В свою очередь, эти службы получают долю от выручки.Uber берет около 20%, а AirBnB – 3%, плюс плата за обслуживание гостей, взимаемая с того, кто бронирует

Это означает, что нет гарантированного дохода, а заработок полностью зависит от рыночных сил. На традиционной работе, если компания испытывает трудности, она все равно обязана платить зарплату своим сотрудникам. Но не в экономике совместного пользования. Если спрос на услугу падает, то падает и зарплата – вы получаете деньги только в том случае, если предоставляете услугу

Также нет практически никакой ‘гарантии занятости’. Если такой сайт, как AirBnB или Uber, решит разорвать деловые отношения с кем-то из хозяев или водителей, у вас практически не будет средств правовой защиты. Никаких судов по трудовым спорам. Никаких выходных пособий. Вы уходите

Однако отсутствие формальностей в трудоустройстве не совсем плохо

На большинстве сайтов и сервисов очень мало барьеров для входа. Чтобы стать водителем Uber, вам не нужно проходить тщательное собеседование или иметь впечатляющее резюме. Достаточно иметь водительские права, исправный автомобиль и чистую судимость. Для организации бизнеса по размещению гостей AirBnB барьер еще ниже: вам просто нужно где-то переночевать. Некоторые люди умудряются сдавать в субаренду квартиры, которые им даже не принадлежат (к большому огорчению хозяев)

Хотя стоит подчеркнуть, что это не универсальный способ. Компания Handy – нью-йоркский стартап по уборке квартир – попала под огонь за свои методы собеседования, которые были описаны Valleywag как ‘кошмарный процесс пробной работы’. Он соответствовал всем стереотипам ‘стартап-братства’, которые вы только можете себе представить, и оставил одного журналиста Billfold в шоке

Не стоит также забывать, что на компанию Handy подали в суд в Калифорнии за нарушение трудового кодекса, касающееся оплаты и условий труда, поскольку их независимые подрядчики были фактически работниками во всем, кроме названия. И хотя с ними обращались как с работниками, им было отказано в защите труда, гарантии занятости и медицинском страховании, которые обычно предоставляются при долгосрочном официальном трудоустройстве

Именно длинный список требований (подробно описанный в иске), которые они предъявляли к своим сотрудникам (включая правила, касающиеся формы одежды, взаимодействия уборщицы с клиентом и даже времени пользования туалетом), отличал Handy от Uber и AirBnB. Эти правила не выглядели бы неуместными в корпоративном справочнике, но они далеки от того, что можно ожидать от независимого подрядчика

Такая неформальность в вопросах приобретения и удержания рабочей силы позволила таким сервисам, как Uber, быстро увеличивать масштабы, сохраняя при этом низкие затраты, и привела к тому, что экономика совместного пользования основательно подорвала целые сектора традиционной экономики, включая такси, гостиницы и агентскую занятость. Даже компании по прокату велосипедов не в безопасности

То, что раньше было уделом только начинающих технологов в мекке гиков Сан-Франциско, сейчас быстро становится повсеместным.AirBnB можно найти в каждом городе почти каждой страны (не считая Северной Кореи, Кубы и Ирана), а Lyft, Uber, Sidecar и Hailo есть в большинстве крупных городов мира. Похоже, что экономика совместного использования остается. Но что это означает для традиционной, формальной экономики?

Недостатки повседневности

Сервисы Ridesharing и AirBnB стряхнули паутину с некоторых очень пыльных отраслей. Они эффективно упорядочили и улучшили процесс поиска такси или места для ночлега. Они смогли внедрить инновации и улучшения, потому что смогли начать с нуля, чтобы переосмыслить определенные отрасли с ориентацией на клиента 21-го века

Компания Uber смогла рассмотреть все недостатки индустрии такси и отбросить их. От водителей, которые едут по длинному маршруту, чтобы накрутить цену за проезд, до того факта, что немногие такси допускают оплату картой. Они внедрили систему, в которой оцениваются как водители, так и пассажиры, чтобы поддерживать высокие стандарты для пассажиров и безопасность поездок для водителей

Аналогичным образом, AirBnB предоставляет путешественникам большую гибкость, когда речь идет о цене и местоположении. Такая гибкость является отличной для потребителей, но она влечет за собой чрезвычайно высокую цену для устоявшихся отраслей, которые подвергаются разрушению

Давайте рассмотрим индустрию такси в Нью-Йорке, которая в настоящее время переживает быструю трансформацию как прямой результат разрушительного эффекта экономики совместного пользования

С начала 20-го века отличительные желтые такси Нью-Йорка регулировались системой медальонов. Владельцы, а иногда и водители приобретали ‘медальон такси’, который давал им право подбирать и возить пассажиров. Но из-за ограниченного предложения этих медальонов они выросли в цене до такой степени, что стали инвестициями в самих себя

В 2006 году средняя цена медальона достигла 1 миллиона долларов. Это многомиллиардная индустрия, в которой некоторые фирмы такси владеют сотнями медальонов с общей стоимостью, которая часто достигает девятизначных цифр. До недавнего времени стоимость медальона такси считалась надежной инвестицией, такой же безопасной, как казначейские облигации или деньги в банке, и гарантированно растущей в цене, как дом

Но с развитием экономики совместного пользования и последующим стремительным ростом приложений для совместных поездок эти медальоны стоят уже не так дорого, как раньше. Только в Нью-Йорке стоимость медальона такси снизилась почти на 20%. Подобная ситуация повторяется и в других крупных городах США, включая Бостон и Чикаго

В индустрии такси царит хаос, а некоторые фирмы даже подталкивают к банкротству

Однако нельзя с полной уверенностью сказать, что вина за это полностью лежит на плечах Uber. Цены на медальоны достигли невероятных значений из-за отсутствия конкуренции и искусственно ограниченного предложения. Появление Uber совпало с введением в Нью-Йорке зеленых ‘такси Боро’, которым разрешено обслуживать только определенные районы. Также произошел всплеск выдачи новых медальонов

Но не думайте, что для водителей Uber все радужно. Хотя водители могут (в некоторой степени) сами устанавливать себе заработную плату, выбирая количество часов работы и районы, которые они обслуживают, фактическая плата, которую они берут, обычно устанавливается самими приложениями для совместных поездок

Этот рынок становится все более и более переполненным. Конкуренты слишком охотно идут на ущемление своих конкурентов, стремясь закрепить лояльность к бренду и оттеснить конкурентов на второй план. В то время как для пассажиров это означает снижение стоимости проезда, для водителей это означает снижение заработка и увеличение продолжительности рабочего дня

Как я уже говорил, обсуждая гарантии занятости для работников сферы ridesharing, у водителей очень мало средств правовой защиты. Поскольку они не считаются работниками, они не защищены трудовым законодательством. Однако водители берут дело в свои руки и изучают возможность вступления или создания профсоюза

AirBnB, тем временем, похоже, меньше влияет на гостиничный бизнес. Отели в большинстве своем не пострадали от AirBnB, хотя многие отельеры выразили обеспокоенность по поводу появления чего-то, что они считают нелицензированным и нерегулируемым аналогом предлагаемых ими услуг

В своей корпоративной истории AirBnB испытала некоторые трудности роста и пережила несколько сложных штормов. Они варьируются от нормативных проблем в Нью-Йорке и Сан-Франциско до захламленных квартир, до того, что их детище было выселено за нарушение договора аренды (сдача свободной комнаты незнакомым людям нарушала условия договора)

Но, по большей части, влияние AirBnB было относительно благотворным. Конечно, у них были свои проблемы. Но они (по большей части) смогли отреагировать так, что сохранили свой общественный авторитет, и изменили методы своей работы, чтобы больше никогда не повторять тех же ошибок

Если оставить сферу райдшеринга, то можно увидеть, что экономика совместного пользования меняет представление о ценности труда – возможно, даже тривиализирует его. Пот человека стал товаром, который можно получить по требованию за 20 долларов в час, так же как Netflix и Spotify изменили восприятие ценности фильма или песни

Это здорово, если вам нужен разнорабочий или уборщица на несколько часов, но что это значит для рабочих? Справедливо ли, что для участия в экономике совместного пользования им придется поступиться гарантиями занятости, оплатой и условиями труда?

Проблемы с прорезыванием зубов

В этом году AirBnB исполнилось шесть лет.Uber исполнилось пять. Их ориентированный на потребителя сервис UberX еще моложе, недавно исполнилось два года.TaskRabbit исполнилось шесть лет

Экономика совместного пользования не является зрелой концепцией.Uber, AirBnB и TaskRabbit – относительно новые компании. И в молодости некоторые из них, похоже, повторяют ошибки XIX века с его тяжелыми условиями труда и отсутствием регулирования и надзора. Чем больше я читаю об Uber, тем больше думаю, не читаю ли я высокотехнологичный роман Диккенса. Вроде ‘Оливера Твиста’, но с ‘Приусами’ и айфонами

Проблема в том, что мне нравится Uber. Правда. Дайте мне выбор между такси ‘Хакни’ и Uber, и я выберу последнее. В любой день недели. Точно так же, будучи частым путешественником, я привык полагаться на AirBnB, потому что я знаю, что качество будет превосходным, и я могу выбирать, где остановиться и сколько заплатить

Но может ли экономика совместного пользования существовать, обеспечивая при этом равные условия для всех конкурентов, соблюдение местных и национальных законов и хорошие условия труда? Я не слишком уверен, но буду внимательно следить за развитием событий

Photo Credit: People around money Via Shutterstock, paula french / Shutterstock.com, Kobby Dagan / Shutterstock.com

Об авторе

Алексей Белоусов

Привет, меня зовут Филипп. Я фрилансер энтузиаст . В свободное время занимаюсь переводом статей и пишу о потребительских технологиях для широкого круга изданий , не переставая питать большую страсть ко всему мобильному =)

Комментировать

Оставить комментарий