Компании преследуют негативно настроенных комментаторов и рецензентов, угрожая судебными исками. Насколько серьезна эта проблема, и что вы можете сделать, чтобы не получить неожиданное письмо от адвоката?
Интернет часто идеализируют как международную зону свободы слова, где люди могут свободно выражать все, что хотят, без каких-либо последствий. Для большинства людей в большинстве случаев это так, но недавние разоблачения правительственных программ слежки ясно показали, что то, что вы говорите в Интернете, может быть использовано против вас
Вам нужно беспокоиться не только о дружественном шпионском агентстве вашего района. Компании также вступают в игру, преследуя негативно настроенных комментаторов и рецензентов с угрозами судебного преследования. Насколько серьезна эта проблема, и что вы можете сделать, чтобы не получить неожиданное письмо от адвоката?
Не довольны? Получите штраф!
Новые истории о возмездии за отзывы появляются часто: на женщину из Аризоны подали в суд за то, что она настучала на местную автомастерскую за некачественную работу, онлайн-продавец KlearGear оштрафовал супружескую пару из Юты за пренебрежительное отношение к обслуживанию клиентов компании, а житель Чикаго получил судебную угрозу от бетонной компании за оценку ‘F-‘ в списке Angie’s list
Сказать, что такие угрозы встречаются часто, было бы натяжкой, но это определенно риск, о котором должен знать каждый, кто публикует отзывы в Интернете. Составить письмо с угрозами относительно дешево, и компании иногда посылают их рецензентам, зная, что большинство из них не станет сопротивляться
На каких основаниях?
Есть два конкретных юридических аргумента, достаточно правдоподобных, чтобы дать рецензентам, получившим письмо с угрозами, хотя бы паузу. Они сводятся к диффамации и нарушению контракта
Диффамация обычно определяется как ‘сообщение ложного заявления, которое наносит вред репутации другого лица’. Многие местные ссоры между малым бизнесом и онлайн-рецензентом зависят от этого понятия. Истец утверждает, что ответчик солгал, и поэтому должен возместить истцу убытки, поскольку ложные обвинения нанесли ущерб компании, о которой шла речь
Во многих странах существуют законы против диффамации (также называемой клеветой или клеветой, в зависимости от специфики), но их сила различна. Выиграть дело о диффамации в Соединенных Штатах сложно, поскольку истец, как правило, должен доказать, что ответчик сделал заявление с ‘действительным злым умыслом’, т.е.сознательное пренебрежение истиной
Однако в некоторых европейских странах, согласно законам о диффамации, именно ответчик должен доказать, что его заявление не было заведомо ложным. А на Филиппинах недавно принятый закон гласит, что клевета, совершенная ‘через компьютерную систему’, является преступлением, наказуемым лишением свободы на срок до 12 лет, хотя организации по защите гражданских прав в стране заявили, что это неконституционно
Другой распространенный юридический аргумент – нарушение договора. Как вы, вероятно, знаете, многие компании теперь требуют, чтобы пользователи соглашались с документом ‘Условия предоставления услуг’, а некоторые хитрые компании поместили в соглашение условия, которые запрещают дискредитировать компанию под угрозой штрафа. Такую тактику использовала компания KlearGear, которая в 2012 году в обновлении условий обслуживания выписала штраф в размере 3500 долларов за пренебрежительные комментарии
Предотвращайте судебные иски до их возникновения
Не всех судебных исков можно избежать. Дело KlearGear – отличный пример, поскольку, судя по всему, компания не включила пункт об унижении достоинства в условия обслуживания, на которые изначально согласилась пара, что не дает ей оснований для подачи иска, даже если бы сомнительный пункт был признан действительным. Компании был предъявлен встречный иск, и перспективы у нее не очень хорошие. Это хороший урок: любой человек может прислать вам юридическую угрозу по любой причине, но это не значит, что она будет иметь силу в суде. Тем не менее, вы можете снизить свой риск
Лучше всего придерживаться конструктивных, фактических отзывов об услугах или товарах, которыми вы действительно пользовались. Это означает, что вы должны говорить о своем опыте, а не о своих чувствах. Отзыв, в котором говорится, что владелец вашей местной пиццерии – большой жирный придурок, потому что она подала вам холодный кусок и отказалась его заменить, может показаться оправданным в тот момент, но он разозлит владельца и даст малейший намек на основания для судебного иска
Придерживайтесь того, что произошло. Вы заказали кусок пиццы, а он оказался холодным, и вам не дали новый кусок или не вернули деньги, когда вы попросили об этом. Прикрепите оценку в одну звезду и на этом закончите. Помимо того, что вы уменьшаете вероятность юридических проблем и укрепляете свою защиту, если на вас подали в суд, придерживание фактов делает ваш отзыв более весомым. Подумайте, когда вы сами просматриваете отзывы – считаете ли вы заслуживающими доверия людей, которые бросают оскорбления или делают фантастические заявления? Скорее всего, нет
С условиями предоставления услуг может быть сложнее, и неразумно говорить, что вы должны читать их полностью. Однако если вас беспокоит оговорка о дискредитации, достаточно просто провести поиск по таким словам, как libel, slander, fine, disparagement или defamation – если документ доступен в Интернете, то есть
Заключение
99,99999999999% времени Интернет действительно анонимен, по крайней мере, в том, что касается последствий. В большинстве стран мира вы можете сказать в Интернете практически все, что угодно, не беспокоясь (сильно) о том, что произойдет
Но время от времени случается что-то, что напоминает нам, что Интернет существует в реальном мире, а не в фантастической стране безграничной свободы слова. Как бы ни был велик соблазн написать ужасный отзыв, когда у вас плохой опыт, вам следует хорошенько подумать над тем, что вы говорите. Случаи клеветы, хотя и не часто, но случаются, и то, что вы сказали, может быть использовано против вас
Сохраняйте спокойствие, придерживайтесь фактов, будьте конструктивны – и если кто-то все равно попытается подать на вас в суд, подайте на него встречный иск!
Image Credit: Flickr/Eric Chain, Flickr/Orangesparrow
Комментировать